Закон о рекламе в интернете для чайников
Если вдруг, вы еще не слышали о законе или плохо его понимаете, то кратко что там и как в этой статье.
Для чего создан закон? Вести Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), где каждому рекламному сообщению присвоят специальный код, по которому его можно будет отследить. Закон распространяется на всю рекламу в интернете: медийную, контекстную, таргетированную, нативную, SEO, рекламу в блогах, рекламу в мессенджерах, рекламу в СМИ.
Что такое реклама
По закону все должны маркировать интернет - рекламу у одного из 7 Операторов Рекламных Данных (ОРД) и подавать данные (договора, акты) о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
- Реклама – информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товару/услуге.
Если вы ведете коммерческую деятельность, то вся информация о вас, ваших услугах и/или товаре, что вы выложите в интернете на чужих платформах, страницах с ссылкой или другими контактами будет являться рекламой. Не важно заплатили ли вы за это деньги или нет.
Исключение: информация о компании и услугах компании в каталогах и картах, типа 2ГИС, Яндекс карты, Авито и подобные.
Пояснение от ФАС о том, что такое реклама
Не вся информация в интернете является рекламой. Чтобы окончательно закрыть вопрос о том, что является рекламой в интернете, а что нет ФАС подготовил разъяснительные карточки.
Оператор рекламных данных - уполномоченные организации, которые осуществляют учет рекламы в интернете и предоставляют информацию о ней в федеральный орган исполнительной власти. В ноябре 2022 года Роскомнадзор утвердил перечень из 7 операторов рекламных данных. В августе 2023 года все ОРД ввели плату за услуги маркировки рекламы.
ОРД маркируют рекламу только на своих площадках
- Яндекс Оператор Рекламных Данных
- ВКонтакте Рекламные технологии
- OZON ОРД
- Лаборатория разработки от Сбера
ОРД маркируют рекламу под размещение на любые площадки
- МедиаСкаут, МТС
- Первый ОРД, ВымпелКом
- ОРД-А, Амбердата
- ВКонтакте Рекламные технологии
Схема действия по передаче рекламных данных в ЕРИР
Схема регистрации креативов в ОРД
Схема работы с ОРД не сложная и обязательная. Данные ваших рекламных кампаний ОРД Вконтакте и Яндекс передает в ЕРИР до запуска рекламной кампании и после каждого месяца трансляции рекламы. Если вы даете рекламу на других сайтах, платформах, СМИ и у блогеров, то передавать документы (договора и акты) о рекламных кампаниях в ЕРИР вы должны самостоятельно.
Как должно выглядеть рекламное объявление в интернете по закону о рекламе
- должен быть помечен словом «реклама»
- должен быть маркирован специальным токеном
- должен содержать информацию о рекламодателе
На примеры выделена области с размещением информации и номером токена.
ОРД выдает маркировку — токен креатива. То есть вам выдадут номер текста, картинки, видео и другого рекламного контента. Если в рекламном объявлении много креативов, то у каждого должен быть свой токен. То есть у текста один номер, у картинки другой, у видео третий. Перед публикацией рекламного контента токен размещается в объявлении.
Регулятором закона назначен ФАС. Штрафы за нарушение закона от 10 тыс. до 700 тыс. руб. Поэтому, если возникли вопросы, пишите, будем рады помочь.