Закон о рекламе в интернете для чайников

С 1 сентября 2023 начнут штрафовать за нарушения закона об интернет-рекламе №347-ФЗ. И теперь точно начнут, потому что летом 2023 приняты поправки с размерами штрафов! Это касается всех, кто рекламируется в интернете.

Если вдруг, вы еще не слышали о законе или плохо его понимаете, то кратко что там и как в этой статье.

Для чего создан закон? Вести Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), где каждому рекламному сообщению присвоят специальный код, по которому его можно будет отследить. Закон распространяется на всю рекламу в интернете: медийную, контекстную, таргетированную, нативную, SEO, рекламу в блогах, рекламу в мессенджерах, рекламу в СМИ.

Что такое реклама

По закону все должны маркировать интернет - рекламу у одного из 7 Операторов Рекламных Данных (ОРД) и подавать данные (договора, акты) о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

  • Реклама – информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товару/услуге.

Если вы ведете коммерческую деятельность, то вся информация о вас, ваших услугах и/или товаре, что вы выложите в интернете на чужих платформах, страницах с ссылкой или другими контактами будет являться рекламой. Не важно заплатили ли вы за это деньги или нет.

Исключение: информация о компании и услугах компании в каталогах и картах, типа 2ГИС, Яндекс карты, Авито и подобные.

с 1 сентября 2023 поправки с размерами штрафов вступили в силу, все начали пытаться разобраться с тем, что такое «самореклама» и что такое «органическая интеграция». 

Пояснение от ФАС о том, что такое реклама

Вопросы контроля за соблюдением требований к рекламе в интернете разделены между ФАС России и Роскомнадзором. Роскомнадзор следит за передачей информации о рекламе в ЕРИР через операторов рекламных данных и наличием идентификатора (токена). К полномочиям ФАС России относятся вопросы отнесения информации к рекламе, контроль за наличием пометки «реклама» и контроль за указанием сведений о рекламодателе.

Не вся информация в интернете является рекламой. Чтобы окончательно закрыть вопрос о том, что является рекламой в интернете, а что нет ФАС подготовил разъяснительные карточки. 

Оператор рекламных данных - уполномоченные организации, которые осуществляют учет рекламы в интернете и предоставляют информацию о ней в федеральный орган исполнительной власти. В ноябре 2022 года Роскомнадзор утвердил перечень из 7 операторов рекламных данных. В августе 2023 года все ОРД ввели плату за услуги маркировки рекламы.

ОРД маркируют рекламу только на своих площадках

  • Яндекс Оператор Рекламных Данных
  • ВКонтакте Рекламные технологии
  • OZON ОРД 
  • Лаборатория разработки от Сбера
Если вы размещаете рекламу в Яндексе, Вконтакте и Озоне, то эти площадки сами подадут ваши данные в ЕРИР. 

ОРД маркируют рекламу под размещение на любые площадки

  • МедиаСкаут, МТС
  • Первый ОРД, ВымпелКом
  • ОРД-А, Амбердата
  • ВКонтакте Рекламные технологии

Схема работы с ОРД не сложная и обязательная. Данные ваших рекламных кампаний ОРД Вконтакте и Яндекс передает в ЕРИР до запуска рекламной кампании и после каждого месяца трансляции рекламы. Если вы даете рекламу на других сайтах, платформах, СМИ и у блогеров, то передавать документы (договора и акты) о рекламных кампаниях в ЕРИР вы должны самостоятельно.

Как должно выглядеть рекламное объявление в интернете по закону о рекламе

  • должен быть помечен словом «‎реклама»
  • должен быть маркирован специальным токеном
  • должен содержать информацию о рекламодателе

На примеры выделена области с размещением информации и номером токена.

ОРД выдает маркировку — токен креатива. То есть вам выдадут номер текста, картинки, видео и другого рекламного контента. Если в рекламном объявлении много креативов, то у каждого должен быть свой токен. То есть у текста один номер, у картинки другой, у видео третий. Перед публикацией рекламного контента токен размещается в объявлении.

Регулятором закона назначен ФАС. Штрафы за нарушение закона от 10 тыс. до 700 тыс. руб. Поэтому, если возникли вопросы, пишите, будем рады помочь.

Автор статьи Сенаторова Алена

Интернет-маркетолог с компании "Бизнес-класс". Практикующая SMMщица, контекстолог и таргетолог.

Задать вопрос